1966 год
Cоревнования XVII чемпионата мира должны
были проводиться для машин новой,. так называемой
"трехлитровой" Формулы I, ставшей
"долгожителем" этой дисциплины
автоспорта. И никто в начале 1966 года не
мог предсказать исхода мирового первенства.
Наиболее перспективными среди специалистов
считались два 12-цилиндровых автомобиля -
Ferrari 312 с 360-сильным мотором, "позаимствованным"
у спортивного прототипа 330SP, и Cooper T81,
имевший 350-сильный двигатель, спроектированный
Джулио Алифьери еще в 1957 году для болида
Maserati 250F V12 и несколько модернизированный
перед своим "воскрешением". Недостатком
англо-итальянского автомобиля была его большая
масса - 605 кг против 548 кг у Ferrari.
Джеки Стюарт на BRM P261 стал победителем
БП Монако 1966 г.
По мнению многих журналистов грозным конкурентом
для итальянских двигателей мог стать 16-цилиндровый
Н-образный мотор BRM, представлявший две
оппозитных "восьмерки", положенных
друг на друга. Пресса то и дело сообщала
об этом "экзоте", приводя данные
о его фантастической мощности - от 410 до
440 л.с. Однако, надеждам создателей BRM
H-16 во главе с главным конструктором фирмы
Тони Раддом не суждено было сбыться - двигатель
оказался самым мощным среди всех участников
первенства - 400 л.с, но весьма тяжелым (306
кг с коробкой передач и со сцеплением), а
главное - очень капризным. Дебют мотора состоялся
на трассе Спа, втором этапе мирового первенства.
Установлен он был не на автомобиле BRM, а
на Lotus 43. Колин Чэпмен, не имея под рукой
достаточно мощного силового агрегата, вынужден
был приобретать моторы у своего многолетнего
конкурента - фирмы лорда Оуэна и дожидаться,
когда по заказу британского филиала Ford
Motor Company Кейт Дюкворт закончит разработку
трехлитровой V-образной "восьмерки".
Но этого, согласно заключенного контракта,
надо было ждать еще год, до лета 1967 года.
В Бельгии же Питер Арунделл, управлявший
Lotus 43-BRM, после серии тренировочных заездов
даже не вышел на старт. На машинах родной
"конюшни" Н16 появился только на
итальянском этапе в начале сентября. В трех
последних гонках 1966 года ни Грэму Хиллу,
ни его товарищу по команде BRM Джеки Стюарту
не удалось справиться с капризами двигателя.
В этом сезоне на гоночных трассах появились
новые названия - McLaren (дебют в Формуле
I - Большой Приз Монако) и Eagle (дебют -
Большой Приз Бельгии). Обе команды были созданы
пилотами "королевской дисциплины"
- известными нам Брюсом Маклареном и Дэном
Гарни. У обоих гонщиков, переквалифицировавшихся
в "играющих" менеджеров была одна
проблема - мотор. Брюс остановился на американском
"индикаровском" двигателе Ford
V8 с уменьшенным до 3 литров объемом. Гарни
ждал 12-цилиндровый мотор известного английского
конструктора Гарри Уэзлайка, создателя моторов
для довоенных SS Jaguar и истребителей Spitfire.
Но разработка силового агрегата задерживалась
(его премьера прошла в Монце) и в своих пяти
первых гонках "Орлы" стартовали
со старыми 4-цилиндровыми Coventry-Climax.
"Old Jack" Брэбхем стал первым
(и пока единственным) в мире гонщиком, ставшим
чемпионом на машине собственной конструкции
и изготовления.
Команда, возглавляемая гонщиком Формулы I
Джеком Брэбхемом, имела "на вооружении"
модель ВТ19, бесспорно самую консервативную
среди ведущих участников чемпионата машину
- трубчатая рама, амортизаторы, торчащие
снаружи, вне кузова, и, главное - слабенький,
всего 290-сильный "движок", переделанный
мельбурнской фирмой Repco из серийного американского
мотора от легкового Oldsmobile. Пожалуй,
ни один из журналистов, составлявших прогнозы
на предстоящий сезон, не упоминал австралийского
пилота в числе фаворитов. И даже победа "Старого
Джека" в последних перед началом мирового
первенства соревнованиях автомобилей Формулы
I International Trophy, проводившихся в Сильверстоуне,
никого не насторожила. А ведь на английской
трассе Брэбхем уверенно обошел Джона Сёртиза
на Ferrari 312, считавшегося многими наиболее
вероятным претендентом на чемпионский титул.
На итальянском этапе Ричи Гинтер вывел на
дистанцию мирового первенства 12-цилиндровую
Honda RA 273. Лопнувшая покрышка и вылет
на 16-м кругу с трассы - таков был итог первого
старта 3-литрового японского болида.
Помимо перечисленных выше фирм на этапах
чемпионата мира 1966 года стартовало несколько
"приватных" команд, оснащенных
самыми различными комбинациями шасси и двигателей
- таких как Lotus 25-BRM, Brabham BT11-BRM
V8 и т.п., а также 2-литровыми машинами Формулы
2. Такова была основная расстановка сил перед
началом мирового первенства 1966 года.
Обломки BRM Джеки Стюарта после аварии в
БП Бельгии 1966 года.
XVII первенство мира проходило в девять этапов
- в Монако, Бельгии, Франции, Англии, Голландии,
ФРГ, Италии, США и в Мексике. Южноафриканский
этап прошел 2 января. В связи с неготовностью
команд к новому сезону, он проводился для
автомобилей "свободной" формулы
и в зачет мирового чемпионата не входил.
Победу на нем одержал молодой мексиканец
Педро Родригес на Cooper-Maserati.
Сезон 1966 года продолжался 155 дней - с
22 мая по 23 октября и в нем стартовали 39
гонщиков, из которых восемь представляли
Формулу 2. Фил Хилл в двух состязаниях -
Больших Призах Монако и Бельгии - принимал
участие в качестве оператора фильма "Grand
Prix", "катаясь" на машинах
(в Спа на 4,7-литровом спортивном McLaren
M3A), оснащенных кинокамерами. В единственных
гонках, в которых американец принял участие
по своей "специальности" - Большом
Призе Италии на Eagle-Climax, он не прошел
квалификационных заездов и это был его последний
выход на сцену Формулы I. Кроме Фила Хилла
в течение года еще два водителя не смогли
пройти "сита" предварительных заездов.
Зачет велся по пяти лучшим результатам, показанным
гонщиком.
Большой Приз Монако вошел в историю современных
мировых первенств небывало малым числом участников,
добравшихся до финиша. Полную дистанцию в
100 кругов прошли лишь Джек Стюарт на BRM
P261 и Лоренцо Бандини на Ferrari с мотором
Dino 246 "образца" 1958 года. Кроме
них классифицировано было еще два пилота
- Грэм Хилл и Боб Бондурант (оба на BRM P261).
Хилл к моменту финиша Стюарта проходил лишь
99-й круг, а Бондурант - 95-й. Больше на
трассе не было никого. Интересно, что лидер
команды из Маранелло Джон Сёртиз хотел стартовать
на автомобиле со старой "шестеркой",
но руководитель Scuderia Эуженио Драджони,
заявив, что пилоту ?1 "не к лицу"
садиться в старую машину, со скандалом заставил
Сёртиза занять место за рулем 12-цилиндрового
автомобиля серии "312". Джон сошел
с дистанции на 16-м кругу из-за поломки трансмиссии.
Это инцидент стал одной из причин того, что,
выиграв для Энцо Феррари Большой Приз Бельгии,
Сёртиз покинул команду из Маранелло и стал
пилотом Cooper-Maserati.
Ferrari 312 считался фаворитом сезона, но
уступил машинам "Старого Джека"
(на снимке - Бандини перед стартом БП АКФ
1966 г.)
Гонки в Спа проходили в проливной дождь (кто
видел в свое время фильм "Большой Приз",
должны помнить кинокадры этих состязаний,
снятых Филом Хиллом) и в них тяжелую аварию
потерпел Джек Стюарт. Его BRM, врезавшийся
в ограждение, переломился пополам и заклинил
в кокпите своего водителя. При этом из треснувших
баков разливался бензин и Стюарт сидел в
"ванне", наполненной топливом.
Малейшая искра и: автомобильный мир никогда
бы не услышал о "Летучем шотландце ?2".
Первым ему на помощь устремился товарищ Джека
по команде Грэм Хилл, остановивший свою машину,
когда увидел коллегу в беде. Затем подоспели
и "маршалы". Проведя несколько
месяцев на "больничном", Джек вновь
вернулся на гоночные трассы, но теперь он
стал своего рода фанатиком в деле обеспечения
безопасности участников автомобильных состязаний
(и не только в Формуле I).
А затем пошла серия (абсолютно неожиданная
для многих) из четырех побед "Старого
Джека". Выиграв подряд Большие Призы
АКФ, Англии, Голландии и ФРГ, Брэбхем уже
на Нюрбургринге в третий раз был увенчан
чемпионским венком.
В Италии впервые с 1952 года (со времен Альберто
Аскари) победу одержал итальянский гонщик
на Ferrari - Людовико Скарфиотти, сменивший
в Scuderia строптивого Сёртиза. К восторгу
итальянских "тиффози" и второе
место досталось красному автомобилю - Майкл
Паркс на "312-й" финишировал вслед
за Скарфиотти, отстав от него всего на 6
секунд.
Уже на Нюрбургринге Джек Брэбхем в третий
раз стал чемпионом мира (на снимке - Брэбхем,
преследуемый Джоном Сёртизом (Cooper-Maserati),
проходит знаменитую Karussel).
Два последних этапа - в США и в Мексике -
закончились для многих вновь неожиданно.
В Уоткинс-Гленне первым был Джим Кларк на
Lotus 43, оснащенном мотором BRM, который
никак не мог выдержать всей дистанции, а
в Мехико победу одержал Сёртиз на Cooper
T81-Maserati. Надо сказать, что англо-итальянская
конструкция, несмотря на свою "тяжеловесность"
все-таки неплохо показала себя в чемпионате
1966 года. Сёртиз и его товарищ по команде
молодой австрийский гонщик Иохен Риндт сумели
привести команду на высокое третье место
в зачете Кубка конструкторов.
Подводя итоги чемпионата, отметим, что из
602 кругов дистанций всех девяти этапов первенства
(3284,2 км) автомобили Brabham-Repco лидировали
на протяжении 193 (1159,8 км), Ferrari -
на протяжении 139 кругов (859,4 км), Cooper-Maserati
- 81 круга (587,7 км), BRM - 86 кругов (270,5
км), Lotus - 102 кругов (401,6 км). Honda
была первой лишь на одном кругу (5,0 км).
"В очках" приехали 20 пилотов.
Джим Кларк на Lotus 43-BRM, несмотря на "капризы"
мотора, стал победителем БП США 1966 года.
История, конечно, не знает сослагательного
наклонения, но, на мой взгляд, не случись
в Спа аварии с Джеком Стюартом, то исход
чемпионата-66 мог быть и иным. О прекрасной
спортивной форме Стюарта перед началом сезона
свидетельствует его победа в серии Тасманского
кубка, проводившегося как и в 1964 году в
восемь этапов. Джек на BRM P261 выиграл четыре
этапа и опередил своего коллегу по команде
Грэма Хилла.
В конце мая Стюарт вместе с Кларком, Хиллом
и Гарни принял участие в очередном наступлении
Формулы I на Индианаполис. Стюарт и Хилл
впервые брали старт на "старой кирпичнице"
и, к удивлению большинства наблюдавших за
состязаниями зрителей, именно эти "рокки"
повели борьбу за победу.
В Италии в первый раз стартовала японская
Honda RA273 с 12-цилиндровым, 400-сильным
мотором.
На первом же кругу произошла грандиозная
свалка 17 машин, закончившаяся, к счастью,
лишь одной сломанной рукой у фаворита соревнований
Энтони Джозефа Фойта. Одиннадцать автомобилей
были полностью разбиты и на повторный старт
вышло только 22 участника. После рестарта
вперед вырывается Джек Стюарт на Lola-Ford,
а в группе его ближайших преследователей
- Кларк и Хилл. Три европейца (да еще и на
европейских машинах) во главе "самых
американских гонок" - такого потрясения
болельщики в "Инди" никогда не
испытывали. Поломка мотора на машине Джека
выводит его из борьбы и теперь состязания
возглавили Грэм Хилл (Lola-Ford) и Джим Кларк
(Lotus-Ford). В такой очередности они и заканчивают
дистанцию. Интересно, что вслед за Хиллом
на "Аллею победителей" влетел Джим
Кларк. Оказалось, что в боксах Lotus'а ошиблись
в подсчете кругов, которое проехал Грэм -
они считали, что Хилл проходит еще только
199-й круг и сигнализировали Джиму, что он
может не атаковать своего друга-соперника.
Таким образом, Кларка лишили возможной победы,
ибо он шел в непосредственной близости от
Грэма, на дистанции возможной атаки.
И в заключение - один забавный эпизод. Перед
гонками в боксах к Грэму Хиллу подошла "звезда"
Индианаполиса Энтони Фойт, и сказал: "Слушай,
Фил, ты на старте стоишь передо мной, поэтому
как дадут зеленый сигнал, посторонись и не
мешай мне".
Хилл осторожно заметил: "Я не Фил, а
Грэм". "Ну, так, тем более, не
мешай!", - ответил Фойт. Исход соревнований
мы уже знаем...
Результаты XVII чемпионата мира 1966 года
1. |
Джек Брэбхем. Австралия |
Brabham BT19/BT20-Repco |
45 очков (из них зачетных - 42) |
2. |
Джон Сёртиз. Англия |
Ferrari 312/Cooper T81-Maserati |
28 очков |
3. |
Иохен Риндт. Австрия |
Cooper T81-Maserati |
24 очка (из них зачетных - 22) |
4. |
Дэнис Хальм. Новая Зеландия |
Brabham BT11-Climax/ /BT20-Repco |
18 очков |
5. |
Грэм Хилл. Англия |
BRM P261/P83 |
17 очков |
6. |
Джим Кларк Шотландия |
Lotus33-Climax/43-BRM |
16 очков |
7. |
Джек Стюарт. Шотландия |
BRM P261/P83 |
14 очков |
8-9. |
Майкл Паркс. Англия |
Ferrari 312 |
12 очков |
8-9. |
Лоренцо Бандини. Италия |
Ferrari 158-246/312 |
12 очков |
10. |
Людовико Скарфиотти. Италия |
Ferrari 158-246/312 |
9 очков |
Результаты розыгрыша IX Кубка конструкторов
(1966 год)
1. |
Brabham-Repco (Climax) |
50 очков (из них зачетных - 42) |
2. |
Ferrari |
32 очка (из них зачетных - 31) |
3. |
Cooper-Maserati |
35 очков (из них зачетных - 30) |
4. |
BRM |
22 очка |
5. |
Lotus-BRM (Climax) |
21 очко (из них зачетных - 18) |
6. |
Eagle-Climax |
4 очка |
7-8. |
Honda |
3 очка |
7-8. |
McLaren-Ford (Serenissima) |
3 очка |
9 |
Brabham-BRM |
1 очко |
|
|
|