1960 год
Чемпионат мира 1960 года состоял из десяти
этапов - Больших Призов Аргентины, Монако,
Голландии, Бельгии, Автомобильного клуба
Франции, Англии, Португалии, Италии и США,
а также (в последний раз) 500-мильных гонок
в Индианаполисе. Он длился 288 дней (с 7
февраля по 20 ноября) и в нем приняло участие
89 гонщиков, из которых 33 стартовали только
в Индианаполисе. Двадцать семь пилотов финишировали
в "очках". Резко увеличившееся
количество водителей, заработавших очки,
объясняется тем, что с этого года заветные
баллы стали начисляться не за 5, а за 6 первых
мест (очко за прохождение лучшего круга теперь
не давалось).
Хотя 1960 год был последним годом действия
2,5-литровой Формулы-I, гоночные команды
к наступившему сезону подготовили ряд интересных
новинок.
Так, фирма BRM в конце 1959 года изготовила
и испытала модель Р98 - первую свою машину
с задним расположением двигателя. Однако,
на этапах мирового первенства команда стартовала
на усовершенствованной прошлогодней машине,
несшей обозначение Р48.
В Большом Призе Монако Scuderia Ferrari также
представила свой автомобиль заднемоторной
компоновки - модель 246Р. На этом болиде
американец Ричи Гинтер сумел финишировать
в Монте-Карло на шестом месте.
В Больших Призах Голландии и США на старт
состязаний впервые в истории Формулы I вышли
"чисто американские" болиды Scarab,
построенные по инициативе и на деньги миллионера
Лэнса Ревентлоу. Дебют болидов из Нового
Света закончился фиаско - в Голландии оба
стартовавших автомобиля сошли с дистанции
из-за поломки моторов, а в Риверсайде единственный
Scarab, принявший участие в состязаниях,
финишировал десятым, отстав от победителя
на 5 кругов.
Джек Брэбхем (Cooper T53 - Climax) на дистанции
Большого Приза АКФ 1960 года
Большинство независимых команд приняло на
вооружение либо "фирменные" Cooper-Climax,
либо использовало их шасси, на которых монтировались
двигатели самых разных марок. Так, Rob Walker
Team испытывала мотор от BRM, но в соревнованиях
ее пилоты стартовали на машинах с двигателями
Coventry-Climax и на заднемоторных Lotus
18-Climax. Scuderia Centro Sud имела Cooper'ы,
оснащенные моторами Maserati, а Scuderia
Castellotti поставила "движок"
Castellotti, являвшийся модернизированной
"шестеркой" Ferrari. Шасси фирмы
Cooper использовали и команды, стартующие
в соревнованиях Формулы 2 (то есть, с моторами
рабочим объемом до 1500 куб.см). Учитывая,
что с 1961 года вступала в действие новая
Формула I, ограничивающая литраж болидов
Grand Prix той же величиной, состязания машин
Формулы 2 приобрели в 1960 году большое значение,
ибо стали своего рода испытательным полигоном
перед грядущим сезоном. На нескольких этапах
чемпионата мира 1,5-литровые автомобили стартовали
вместе с 2,5-литровыми.
Как и в прошлом году мировое первенство прошло
под знаком полного превосходства английских
автомобилей - из девяти гонок Grand Prix
восемь закончились победой британских болидов.
Для начала Брюс Мак-Ларен (Cooper-Climax)
выиграл аргентинский этап. В Монако первую
победу фирме Lotus принес Стирлинг Мосс,
выступавший за команду Роба Уокера. А затем
пошла череда побед "Черного Джека"
- выиграв подряд 5 этапов в Голландии, Бельгии,
Франции, Англии и Португалии, Брэбхем досрочно,
за два этапа до конца сезона во второй раз
стал чемпионом мира. Не умаляя таланта и
мастерства Джека, надо все-таки заметить,
что достижение заветного титула было облегчено
для австралийца тяжелой аварией, произошедшей
с его основным конкурентом Стирлингом Моссом
на тренировках перед Большим Призом Бельгии.
Из-за поломки на полной скорости задней подвески
на своем Lotus'е Мосс был выброшен из машины
и получил серьезные повреждения спины и позвоночника,
в результате чего ему пришлось провести почти
весь сезон в гипсовом корсете, наблюдая за
гонками со "скамейки запасных".
Гонки на Большой Приз Бельгии вписали черную
страницу в историю мировых первенств. На
19-м кругу в ветровое стекло Coooper'а Криса
Бристоу ударилась птица и гонщик, на мгновение
потеряв управление, вылетел с трассы и погиб
в загоревшемся автомобиле. Еще через пять
кругов смертельную аварию потерпел Алан Стеси,
выступавший на Lotus 18-Climax.
Единственную победу (и ту в отсутствие британских
заводских команд, не приехавших в Монцу)
Scuderia Ferrari одержала у себя на родине
(Фил Хилл). Этот успех стал последним, завоеванным
автомобилем с классической компоновкой агрегатов.
Из 598 кругов (3530,1 км) всех дистанций
Grand Prix, разыгранных в 1960 году, автомобили
Cooper-Climax лидировали на протяжении 254
кругов (1730,8 км), Lotus-Climax - на 167
кругах (783,5 км), BRM - на 107 кругах (449,5
км), Ferrari - на 58 кругах (566,4 км). Одна
победа за сезон (к тому же "подаренная"
англичанами) была "щелчком" по
самолюбию Scuderia Ferrari и можно было предположить,
что команда приложит все силы, чтобы реабилитировать
себя в следующем году и вернуть утраченные
позиции...
Результаты XI чемпионата мира (1960 год)
1 |
Джек Брэбхем |
Cooper T51/T53-Climax |
43 очка |
2 |
Брюс Мак-Ларен |
Cooper T51/T53-Climax |
37 очков (из них, 34 - зачетных) |
3 |
Стирлинг Мосс |
Cooper T51-Climax /
/Lotus 18-Climax |
19 очков |
4 |
Инес Айрленд |
Lotus 18-Climax |
18 очков |
5 |
Фил Хилл |
Ferrari Dino 246/
/Cooper T51-Climax |
16 очков |
6-7 |
Оливье Жендебьен |
Cooper T51-Climax |
10 очков |
6-7 |
Вольфганг фон-Трипс |
Ferrari Dino 246/156P(F2) |
10 очков |
8-10 |
Джим Рэйтманн |
Watson-Offenhauser |
8 очков |
8-10 |
Ричи Гинтер |
Ferrari Dino 246 (246P)/
/Scarab |
8 очков |
8-10 |
Джим Кларк |
Lotus 18-Climax |
8 очков |
Результаты розыгрыша III Кубка конструкторов
(1960 год)
1 |
Cooper-Climax |
Англия |
58 очков (из них, 48 - зачетных) |
2 |
Lotus-Climax |
Англия |
37 очков (из них, 34 - зачетных) |
3 |
Ferrari |
Италия |
27 очков (из них, 26 - зачетных) |
4 |
BRM |
Англия |
8 очков |
5-6 |
Cooper-Maserati |
Англия / Италия |
3 очка |
5-6 |
Cooper-Castellotti |
Англия / Италия |
3 очка |
|
|
|