1955 год
Ход шестого чемпионата мира был нарушен страшной
катастрофой, произошедшей 12 июня во время
24-часовых гонок спортивных автомобилей в
Ле-Мане и стоившей жизни более чем восьми
десяткам зрителей и механиков, а также французскому
пилоту Пьеру Буийону, известному в истории
автоспорта под псевдонимом "Пьер Левег".
Фанхио (N8) и Мосс (N16) на Mercedes-Benz
W196 проходят западную прямую перед въездом
на северный вираж (Большой Приз Италии 1955
года).
После этой трагедии в прессе многих стран
началась кампания за полное запрещение автомобильных
состязаний. В результате шумихи, поднятой
средствами массовой информации, были отменены
этапы чемпионатов мира для машин Формулы
I во Франции, Швейцарии, ФРГ и Испании. Швейцарские
власти, относившиеся и ранее крайне неодобрительно
к автомобильному спорту (забывая при этом,
что ежегодно в Альпах гибло гораздо больше
альпинистов, чем гонщиков во всем мире) категорически
запретили проведение на территории страны
любых мотоциклетных и автомобильных состязаний
(этот запрет действует до наших дней и, когда
Автомобильный клуб Швейцарии в начале 80-х
годов решил возобновить розыгрыш своего Большого
Приза, то был вынужден арендовать для этих
целей трассу в соседней Франции).
В результате этих событий в зачет чемпионата
мира 1955 года вошло всего 7 этапов (то есть
столько же, сколько их было в первом мировом
первенстве 1950 года) - в Аргентине, Монако,
Индианаполисе, Бельгии, Голландии, Англии
и в Италии. Чемпионат длился 239 дней (с
16 января по 11 сентября) и в нем приняло
участие 76 гонщиков (из них 33 - в Индианаполисе).
К соревнованиям Grand Prix было заявлено
49 водителей на машинах 9 марок.
Как и в прошлом году, на гоночных трассах
вне конкуренции оказалась команда из Штутгарта,
значительно усилившаяся с приходом в нее
английского пилота Стирлинга Мосса. Гонщики
на Mercedes-Benz W196, мощность которых повысилась
до 290-300 л.с., первенствовали во всех,
кроме одного (Большого Приза Монако) Grand
Prix. При этом в трех гонках им принадлежали
2 первых места, а в Англии - четыре. Чемпионом
мира вновь стал аргентинец Хуан Фанхио, опередивший
на 17 очков своего товарища по команде Стирлинга
Мосса. По окончании сезона западногерманская
фирма объявила о прекращении своего участия
в мировых первенствах. Существует красивая
легенда о том, что такое решение было принято
руководством фирмы, потрясенным трагедией
в Ле-Мане, где Mercedes-Benz, ведомый Пьером
Буийоном, был главным "действующим лицом".
Однако еще в 1954 году, только возобновив
свои старты на трассах Больших Призов, штутгартская
компания планировала закончить свои выступления
в чемпионатах мира по завершении сезона 1955
года, о чем свидетельствует факт подписания
контракта с Хуаном Фанхио только на 15 месяцев.
Только один этап первенства 1955 года - Grand
Prix de Monaco - закончился поражением немецких
машин. Из-за технических неисправностей "серебряные
стрелы" выбыли из борьбы (только Мосс
сумел "доплестись" до финиша на
9-м месте), и первым финишировал француз
Морис Трентиньян на Ferrari 625/555. Второе
место неожиданно для многих занял итальянец
Эуженио Кастеллотти на Lancia D50. Альберто
Аскари, стартовавший на таком же автомобиле
со второй позиции, на 80-м кругу вылетел
с трассы и "приводнился" в водах
залива. Получившего незначительные ранения
гонщика благополучно извлекли на сушу, и
врачи, осмотревшие его, порекомендовали итальянскому
асу полежать с недельку в постели. Аскари
не послушался их и через три дня погиб на
трассе в Монце при опробовании спортивного
Ferrari. Еще одна красивая легенда (сколько
их существует не только в истории автоспорта!)
гласит, что Джанни Ланча после гибели своего
лучшего пилота решил прекратить занятия автоспортом,
распустил команду и передал все гоночные
автомобили и персонал спортивного отделения
фирмы Энцо Феррари. Однако на самом деле
к моменту ликвидации Scuderia Lancia фирма
Джанни Ланча уже не принадлежала ему. Из-за
тяжелого финансового положения своей компании
Ланча-младший продал ее "цементному
королю" Италии Пезенти, и тот, решив
максимально сократить непроизводительные
расходы, уступил Феррари все спортивное отделение
за символическую плату.
Так завершился сезон 1955 года, ставший,
без сомнения, одним из самых драматичных
в истории не только Формулы I, но и всего
автоспорта в целом. Здесь надо упомянуть,
что в том же году смерть настигла еще одного
победителя этапов чемпионата мира - американца
Билла Вуковича (победителя Индианаполиса-500
1953 и 1954 г.г.), разбившегося во время
соревнований на "старой кирпичнице".
Из 472 кругов (2552,2 км) всех дистанций
Больших Призов автомобили Mercedes-Benz лидировали
на протяжении 421 (2368,0 км), Ferrari -
на 31 кругу (105,9 км), Maserati - на 8 кругах
(31,2 км) и Lancia - на 12 кругах (46,9 км).
Результаты VI-го чемпионата мира (1955 год)
1 |
Хуан Фанхио |
Mercedes-Benz W196 |
41 очко (из них 40 - зачетных) |
2 |
Стирлинг Мосс |
Mercedes-Benz W196 |
23 очка |
3 |
Эуженио Кастеллотти |
Lancia D50/Ferrari 625 (555) |
12 очков |
4 |
Морис Трентиньян |
Ferrari 625/555 |
11,33 очка |
5 |
Джузеппе Фарина |
Ferrari 625/555 |
10,33 очка |
6 |
Пьеро Таруффи |
Mercedes-Benz W196 |
9 очков |
7 |
Роберт Свейкерт |
Kurtis-Kraft 500C |
8 очков |
8 |
Роберто Миерес |
Maserati 250F |
7 очков |
9-10 |
Луиджи Муссо |
Maserati 250F |
6 очков |
9-10 |
Жан Бера |
Maserati 250F |
6 очков |
|
|
|