ТУТ МОГЛА БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА !!!
На главную страницу Связь по почте English Franзais Espaсol Italiano


GP Билеты
GP Поездки
F1 Магазин



Последнее GP
Календарь
Пилоты
Команды
Трассы
Регламент
Положение
Статистика



Новости
Интерьвью
Аудио / Видео



Гран При
Команды
Пит девушки
Обои
Разное



Результаты с
1998 по 2002

История F1




Прогноз
Опрос
Ссылки
Гостевая книга
Форум
Чат




1961 год

В октябре 1958 года FIA утвердила новый регламент проведения чемпионатов мира, вступивший в действие первого января 1961 года. В соответствии с новыми техническими требованиями рабочий объем автомобилей "Формулы I" должен был находиться в пределах от 1300 до 1500 куб.см, а применение нагнетателей запрещалось.

Старт Большого Приза Голландии 1961 года. Первыми на дистанцию уходят Фил Хилл (N1) и фон Трипс (N3).

Эти нововведения, практически не отличавшиеся от правил действовавшей с 1957 по 1960 гг. "Формулы 2", поставили в весьма благоприятное положение фирмы Ferrari и Porsche. Первая, не имея возможности конкурировать на трассах мировых первенств с английскими классическими Vanwall, а также заднемоторными Cooper и Lotus (cезон 1958 года, хоть и окончился победой в чемпионате гонщика Scuderia Ferrari Майкла Хоуторна, убедительно показал Commendatore, что его машины едут "на последнем дыхании"), решила готовиться к новой "Формуле I" и ориентировала своею деятельность на "младший" класс. В программе западногерманской фирмы была 1,5-литровая версия двигателя от модели "356", подходившая для установки на автомобиль F2, а после обкатки - и на болид "королевского" класса. Английские же команды не могли позволить себе вести борьбу одновременно в двух "весовых категориях". Посему британские участники соревнований чемпионата мира (включая и основного поставщика двигателей для их машин - Coventry-Climax) оказались неподготовленными к введению нового технического регламента. Они пытались обжаловать решение FIA, угрожая даже бойкотом мировых первенств, но Международная федерация (не без нажима со стороны итальянцев) осталась непоколебимой в своем решении. Интересно, что оказавшиеся "без работы" 2,5-литровые моторы "Формулы I" 1954-1960 гг. нашли себе применение в гонках автомобилей так называемой Межконтинентальной формулы (в частности, на них проходил розыгрыш Кубка Тасмании - серии состязаний на территории Австралии и Новой Зеландии). Также их использовали некоторые гоночные команды в 1966 году, когда началось действие новой 3-литровой "Формулы I".

Как бы то ни было, но к началу сезона 1961 года мощность машин из Маранелло (модели "156", что означало "1,5 литра; 6 цилиндров"), прозванных за характерные очертания "носа" "акулами", достигала 185 л.с. Четырехцилиндровый двигатель Porsche (с воздушным охлаждением !) развивал 165 л.с. Британские же BRM и Coventry-Climax имели всего 145-155 л.с.

Помимо изменения в техническом регламенте перед началом мирового первенства 1961 года изменились и некоторые организационные правила. Теперь за победу на этапе начислялось 9 очков и 1 очко давалось за шестое место. Прохождение лучшего круга в ходе состязаний не премировалось. Из календаря чемпионата мира исчезли 500-мильные гонки в Индианаполисе - их теперь сменил Большой Приз США, вошедший в зачет мирового первенства за два года до этого.

XII чемпионат мира проводился в восемь этапов - в Монако, Голландии, Бельгии, Франции, Англии, ФРГ, Италии и США. Зачет шел по пяти лучшим результатам, показанным гонщиком. В первенстве приняли участие 53 спортсмена на машинах девяти марок - BRM, Cooper, De Tomaso, Emeryson, Ferrari, Ferguson, Gilby, JBM, Lotus и Porsche. Семнадцать водителей приезжали "в очках".

Наиболее интересным автомобилем сезона, бесспорно, являлся Ferguson модели Р99, имевший "классическую" компоновку (это была последняя машина в состязаниях Grand Prix, с двигателем спереди) и привод на все (!) колеса. Автомобиль вышел на старт только одних состязаний года - Большого Приза Англии (водитель - англичанин Джек Фэйермен). На 56-м круге Фэйермена заменил Стирлинг Мосс, оставшийся "безлошадным" после поломки своего Lotus. При этом Мосс знал, что никаких шансов на получение очков у него нет, ибо еще с 1958 года замена гонщиков в ходе соревнований не допускалась, но желание испытать необычную машину было слишком велико. Однако и Фэйермен, и Мосс были дисквалифицированы и сняты с дистанции из-за того, что их заглохший в боксах при смене пилотов автомобиль механики завели "с толчка". Тем не менее этот эпизод вошел в историю "Формулы I" как единственный случай управления одним гонщиком двумя машинами разных марок в ходе одного этапа. Единственного успеха полноприводной болид класса GP, управляемый Стирлингом Моссом, добился в состязаниях на "Золотой Кубок", проходивших в Олтон-Парке и не входивших в зачет мирового первенства.

Трагический финал чемпионата 1961 года. Сзади в пыли кувыркается Ferrari фон Трипса. Справа "делает часы" Джим Кларк.

Хотя бесспорными фаворитами чемпионата 1961 года считались гонщики на Ferrari-156, мировое первенство, открывшееся в Монте-Карло 14 мая, началось с красивой победы Стирлинга Мосса на 4-цилиндровом Lotus 18-Climax команды Rob Walker Team. Имея "в наличии" на 30 л.с. меньше, чем его конкуренты на Ferrari, Моос на первых 13 кругах демонстрировал виртуозное управление автомобилем в "слипстриме" (движении в ветровой "тени" от идущего впереди соперника), а затем, обойдя лидировавшего Ричи Гинтера, выступавшего на заводской машине, сумел отбить все атаки американца и опередить его на финише на 3 с лишним секунды.

А затем пошла серия побед болидов из Маранелло - заводских автомобилей, ведомых американцами Филом Хиллом и Ричи Гинтером, немецким графом Берге Вольфгангом фон Трипсом, бельгийцами Оливье Жендебьеном (ездившим на машине, окрашенной в желтый цвет, - национальный "окрас" бельгийских болидов класса Grand Prix) и "Диким Вилли" Майрессом. В борьбу заводских пилотов неожиданно включился итальянец Джанкарло Багетти, пилот "полузаводской" команды FISA (не путать с одноименной организацией, появившейся в конце 70-х годов!), а затем Scuderia Sant Ambroes, имевших "на вооружении" единственную "акулу". Обратите внимание - Ferrari-156 ,лучший автомобиль "Формулы I" того времени, передается в распоряжение шести (!) водителей. И это не было чем-то удивительным в те годы. Все ведущие фирмы "Формулы I" обеспечивали машинами не только себя, но и независимые команды - например, Rob Walker Team, в которой стартовал легендарный Стирлинг Мосс. Такое положение обеспечивало зрелищность, невиданную нашим любителем гонок "Формулы I", наблюдающим состязания так называемой королевской дисциплины с момента ее заката (то есть с 1992 года).

Но мы отвлеклись от темы нашего рассказа. Итак, после фиаско в Монако наступила череда триумфов "акул" из Маранелло - двойная победа в Голландии (первый - Трипс, второй - Фил Хилл), четыре первых места в Бельгии (Фил Хилл, Трипс, Гинтер, Жендебьен соответственно), "hat-trick" в Англии (первый - Трипс, второй - Фил Хилл, третий - Ричи Гинтер). На французском этапе, проводимом перед гонками в Эйнтри, при первом старте на дистанциях мировых первенств победу одержал 26-летний Джанкарло Багетти. Не менее удивительным может показаться тот факт, что Багетти с большим трудом опередил своего ближайшего соперника всего на 0,1 секунды, а боролся он с Дэном Гарни на Porsche, имевшим на 20 "лошадок" меньше, чем "Вздыбленный конь" дебютанта мировых чемпионатов. Заводских гонщиков Ferrari в этой гонке преследовали технические неполадки и её лучший гонщик - Фил Хилл - смог финишировать только девятым.

Фил Хилл на Ferrari 156 - БП Италии.

В середине сезона "на лапы встал британский лев" - перед Большим Призом ФРГ фирма Coventry-Climax снабдила команду Джона Купера своей новой V-образной "восьмеркой" мощностью 182 л.с. Но английская новинка проходила стадию "детских болезней", и Джек Брэбхем, управлявший машиной серии T58 вынужден был сойти с дистанции в Нюрбургринге. Правда, честь британских команд защитил Стирлинг Мосс, обошедший на своем Lotus 18/21-Climax со старой "четверкой" почти на полминуты Вольфганга фон Трипса. Фил Хилл на эйфельской трассе финишировал третьим.

Перед итальянским этапом в борьбу с Ferrari вступили новые 8-цилиндровые BRM мощностью 185 л.с. Но уже было ясно, что титул чемпиона мира однозначно получит гонщик Ferrari - либо Трипс, имевший на своем счету 33 очка по результатам пяти гонок, либо Фил Хилл, набравший 29 очков (также по результатам пяти гонок). В Монце американец стартовал с четвертой позиции, фон Трипс - с первой. Чуть замешкавшись на старте, немец мчится за своим соперником, и на первом же круге происходит трагедия - перестраиваясь для обгона соперника, немец случайно задевает переднее колесо машины Кларка и начинает "выделывать" по трассе многочисленные сальто. Врезавшись в сетку, ограждавшую зрителей от трассы, Ferrari графа фон Трипса убивает 14 зрителей. Пилот погибает...

Фил Хилл, ничего не знавший о трагедии, разыгравшейся за ним на трассе, выиграл этап и вместе с ним мировое первенство. Стоя на подиуме, американец, только узнавший о случившемся, плакал - без сомнения, это было самое траурное "посвящение" гонщика в чемпионы мира.

В знак траура (учитывая, что и чемпионский титул, и Кубок Конструкторов уже выигран), руководство фирмы Ferrari приняло решение не участвовать на американском этапе, и в Уоткинс-Гленне первую победу заводской команде Lotus принес бывший лейтенант воздушно-десантных войск Великобритании Инес Айрленд.

Из 490 кругов (2988 км) дистанций всех этапов чемпионата мира 1961 года автомобили Ferrari лидировали на протяжении 283 кругов (1960,6 км), Lotus - 174 кругов (882,2 км), Cooper - 28 кругов (103,6 км), Porsche - 5 кругов (41,5 км).

Результаты XII чемпионата мира (1961 год)

1 Филипп Хилл (США) Ferrari 38 очков (из них 34 зачетных)
2 Берге фон Трипс (ФРГ) Ferrari 33 очка
3-4 Стирлинг Мосс (Англия) Lotus-Climax 21 очко
3-4 Дэн Гарни (США) Porsche 21 очко
5 Пол-Ричард Гинтер (США) Ferrari 16 очков
6 Инес Айрленд (Англия) Lotus-Climax 12 очков
7-8 Джим Кларк (Шотландия) Lotus-Climax 11 очков
7-8 Брюс Макларен (Нов Зеландия) Cooper-Climax 11 очков
9 Джанкарло Багетти (Италия) Ferrari 9 очков
10 Энтони Брукс (Англия) BRM-Climax 6 очков

Результаты розыгрыша IV Кубка конструкторов (1961 год)

1 Ferrari Италия 52 очков (из них, 40 - зачетных)
2 Lotus-Climax Англия 32 очков (из них, 32 - зачетных)
3 Porsche ФРГ 23 очков (из них, 22 - зачетных)
4 Cooper-Climax Англия 18 очков (из них, 14 - зачетных)
5 BRM-Climax Англия 7 очков (из них, 7 - зачетных)

История

Путеводитель

Предыстория F1

1894-1898 гг

1900-1905 гг

1906-1914 гг

1921-1927 гг

1928-1933 гг

1934-1939 гг

1946-1949 гг

1950 г

1951 г

1952 г

1953 г

1954 г

1955 г

1956 г

1957 г

1958 г

1959 г

1960 г

1961 г

1962 г

1963 г

1964 г

1965 г

1966 г

1967 г

1968 г








© Copyright, All reproduction and distribution rights reserved to F1-live.at.tut.by
Сайт открыт с 25 августа 2002 г.


Назад на главную страницу Связь по почте
Hosted by uCoz