1961 год
В октябре 1958 года FIA утвердила новый регламент
проведения чемпионатов мира, вступивший в
действие первого января 1961 года. В соответствии
с новыми техническими требованиями рабочий
объем автомобилей "Формулы I" должен
был находиться в пределах от 1300 до 1500
куб.см, а применение нагнетателей запрещалось.
Старт Большого Приза Голландии 1961 года.
Первыми на дистанцию уходят Фил Хилл (N1)
и фон Трипс (N3).
Эти нововведения, практически не отличавшиеся
от правил действовавшей с 1957 по 1960 гг.
"Формулы 2", поставили в весьма
благоприятное положение фирмы Ferrari и Porsche.
Первая, не имея возможности конкурировать
на трассах мировых первенств с английскими
классическими Vanwall, а также заднемоторными
Cooper и Lotus (cезон 1958 года, хоть и окончился
победой в чемпионате гонщика Scuderia Ferrari
Майкла Хоуторна, убедительно показал Commendatore,
что его машины едут "на последнем дыхании"),
решила готовиться к новой "Формуле I"
и ориентировала своею деятельность на "младший"
класс. В программе западногерманской фирмы
была 1,5-литровая версия двигателя от модели
"356", подходившая для установки
на автомобиль F2, а после обкатки - и на
болид "королевского" класса. Английские
же команды не могли позволить себе вести
борьбу одновременно в двух "весовых
категориях". Посему британские участники
соревнований чемпионата мира (включая и основного
поставщика двигателей для их машин - Coventry-Climax)
оказались неподготовленными к введению нового
технического регламента. Они пытались обжаловать
решение FIA, угрожая даже бойкотом мировых
первенств, но Международная федерация (не
без нажима со стороны итальянцев) осталась
непоколебимой в своем решении. Интересно,
что оказавшиеся "без работы" 2,5-литровые
моторы "Формулы I" 1954-1960 гг.
нашли себе применение в гонках автомобилей
так называемой Межконтинентальной формулы
(в частности, на них проходил розыгрыш Кубка
Тасмании - серии состязаний на территории
Австралии и Новой Зеландии). Также их использовали
некоторые гоночные команды в 1966 году, когда
началось действие новой 3-литровой "Формулы
I".
Как бы то ни было, но к началу сезона 1961
года мощность машин из Маранелло (модели
"156", что означало "1,5 литра;
6 цилиндров"), прозванных за характерные
очертания "носа" "акулами",
достигала 185 л.с. Четырехцилиндровый двигатель
Porsche (с воздушным охлаждением !) развивал
165 л.с. Британские же BRM и Coventry-Climax
имели всего 145-155 л.с.
Помимо изменения в техническом регламенте
перед началом мирового первенства 1961 года
изменились и некоторые организационные правила.
Теперь за победу на этапе начислялось 9 очков
и 1 очко давалось за шестое место. Прохождение
лучшего круга в ходе состязаний не премировалось.
Из календаря чемпионата мира исчезли 500-мильные
гонки в Индианаполисе - их теперь сменил
Большой Приз США, вошедший в зачет мирового
первенства за два года до этого.
XII чемпионат мира проводился в восемь этапов
- в Монако, Голландии, Бельгии, Франции,
Англии, ФРГ, Италии и США. Зачет шел по пяти
лучшим результатам, показанным гонщиком.
В первенстве приняли участие 53 спортсмена
на машинах девяти марок - BRM, Cooper, De
Tomaso, Emeryson, Ferrari, Ferguson, Gilby,
JBM, Lotus и Porsche. Семнадцать водителей
приезжали "в очках".
Наиболее интересным автомобилем сезона, бесспорно,
являлся Ferguson модели Р99, имевший "классическую"
компоновку (это была последняя машина в состязаниях
Grand Prix, с двигателем спереди) и привод
на все (!) колеса. Автомобиль вышел на старт
только одних состязаний года - Большого Приза
Англии (водитель - англичанин Джек Фэйермен).
На 56-м круге Фэйермена заменил Стирлинг
Мосс, оставшийся "безлошадным"
после поломки своего Lotus. При этом Мосс
знал, что никаких шансов на получение очков
у него нет, ибо еще с 1958 года замена гонщиков
в ходе соревнований не допускалась, но желание
испытать необычную машину было слишком велико.
Однако и Фэйермен, и Мосс были дисквалифицированы
и сняты с дистанции из-за того, что их заглохший
в боксах при смене пилотов автомобиль механики
завели "с толчка". Тем не менее
этот эпизод вошел в историю "Формулы
I" как единственный случай управления
одним гонщиком двумя машинами разных марок
в ходе одного этапа. Единственного успеха
полноприводной болид класса GP, управляемый
Стирлингом Моссом, добился в состязаниях
на "Золотой Кубок", проходивших
в Олтон-Парке и не входивших в зачет мирового
первенства.
Трагический финал чемпионата 1961 года. Сзади
в пыли кувыркается Ferrari фон Трипса. Справа
"делает часы" Джим Кларк.
Хотя бесспорными фаворитами чемпионата 1961
года считались гонщики на Ferrari-156, мировое
первенство, открывшееся в Монте-Карло 14
мая, началось с красивой победы Стирлинга
Мосса на 4-цилиндровом Lotus 18-Climax команды
Rob Walker Team. Имея "в наличии"
на 30 л.с. меньше, чем его конкуренты на
Ferrari, Моос на первых 13 кругах демонстрировал
виртуозное управление автомобилем в "слипстриме"
(движении в ветровой "тени" от
идущего впереди соперника), а затем, обойдя
лидировавшего Ричи Гинтера, выступавшего
на заводской машине, сумел отбить все атаки
американца и опередить его на финише на 3
с лишним секунды.
А затем пошла серия побед болидов из Маранелло
- заводских автомобилей, ведомых американцами
Филом Хиллом и Ричи Гинтером, немецким графом
Берге Вольфгангом фон Трипсом, бельгийцами
Оливье Жендебьеном (ездившим на машине, окрашенной
в желтый цвет, - национальный "окрас"
бельгийских болидов класса Grand Prix) и
"Диким Вилли" Майрессом. В борьбу
заводских пилотов неожиданно включился итальянец
Джанкарло Багетти, пилот "полузаводской"
команды FISA (не путать с одноименной организацией,
появившейся в конце 70-х годов!), а затем
Scuderia Sant Ambroes, имевших "на вооружении"
единственную "акулу". Обратите
внимание - Ferrari-156 ,лучший автомобиль
"Формулы I" того времени, передается
в распоряжение шести (!) водителей. И это
не было чем-то удивительным в те годы. Все
ведущие фирмы "Формулы I" обеспечивали
машинами не только себя, но и независимые
команды - например, Rob Walker Team, в которой
стартовал легендарный Стирлинг Мосс. Такое
положение обеспечивало зрелищность, невиданную
нашим любителем гонок "Формулы I",
наблюдающим состязания так называемой королевской
дисциплины с момента ее заката (то есть с
1992 года).
Но мы отвлеклись от темы нашего рассказа.
Итак, после фиаско в Монако наступила череда
триумфов "акул" из Маранелло -
двойная победа в Голландии (первый - Трипс,
второй - Фил Хилл), четыре первых места в
Бельгии (Фил Хилл, Трипс, Гинтер, Жендебьен
соответственно), "hat-trick" в
Англии (первый - Трипс, второй - Фил Хилл,
третий - Ричи Гинтер). На французском этапе,
проводимом перед гонками в Эйнтри, при первом
старте на дистанциях мировых первенств победу
одержал 26-летний Джанкарло Багетти. Не менее
удивительным может показаться тот факт, что
Багетти с большим трудом опередил своего
ближайшего соперника всего на 0,1 секунды,
а боролся он с Дэном Гарни на Porsche, имевшим
на 20 "лошадок" меньше, чем "Вздыбленный
конь" дебютанта мировых чемпионатов.
Заводских гонщиков Ferrari в этой гонке преследовали
технические неполадки и её лучший гонщик
- Фил Хилл - смог финишировать только девятым.
Фил Хилл на Ferrari 156 - БП Италии.
В середине сезона "на лапы встал британский
лев" - перед Большим Призом ФРГ фирма
Coventry-Climax снабдила команду Джона Купера
своей новой V-образной "восьмеркой"
мощностью 182 л.с. Но английская новинка
проходила стадию "детских болезней",
и Джек Брэбхем, управлявший машиной серии
T58 вынужден был сойти с дистанции в Нюрбургринге.
Правда, честь британских команд защитил Стирлинг
Мосс, обошедший на своем Lotus 18/21-Climax
со старой "четверкой" почти на
полминуты Вольфганга фон Трипса. Фил Хилл
на эйфельской трассе финишировал третьим.
Перед итальянским этапом в борьбу с Ferrari
вступили новые 8-цилиндровые BRM мощностью
185 л.с. Но уже было ясно, что титул чемпиона
мира однозначно получит гонщик Ferrari -
либо Трипс, имевший на своем счету 33 очка
по результатам пяти гонок, либо Фил Хилл,
набравший 29 очков (также по результатам
пяти гонок). В Монце американец стартовал
с четвертой позиции, фон Трипс - с первой.
Чуть замешкавшись на старте, немец мчится
за своим соперником, и на первом же круге
происходит трагедия - перестраиваясь для
обгона соперника, немец случайно задевает
переднее колесо машины Кларка и начинает
"выделывать" по трассе многочисленные
сальто. Врезавшись в сетку, ограждавшую зрителей
от трассы, Ferrari графа фон Трипса убивает
14 зрителей. Пилот погибает...
Фил Хилл, ничего не знавший о трагедии, разыгравшейся
за ним на трассе, выиграл этап и вместе с
ним мировое первенство. Стоя на подиуме,
американец, только узнавший о случившемся,
плакал - без сомнения, это было самое траурное
"посвящение" гонщика в чемпионы
мира.
В знак траура (учитывая, что и чемпионский
титул, и Кубок Конструкторов уже выигран),
руководство фирмы Ferrari приняло решение
не участвовать на американском этапе, и в
Уоткинс-Гленне первую победу заводской команде
Lotus принес бывший лейтенант воздушно-десантных
войск Великобритании Инес Айрленд.
Из 490 кругов (2988 км) дистанций всех этапов
чемпионата мира 1961 года автомобили Ferrari
лидировали на протяжении 283 кругов (1960,6
км), Lotus - 174 кругов (882,2 км), Cooper
- 28 кругов (103,6 км), Porsche - 5 кругов
(41,5 км).
Результаты XII чемпионата мира (1961 год)
1 |
Филипп Хилл (США) |
Ferrari |
38 очков (из них 34 зачетных) |
2 |
Берге фон Трипс (ФРГ) |
Ferrari |
33 очка |
3-4 |
Стирлинг Мосс (Англия) |
Lotus-Climax |
21 очко |
3-4 |
Дэн Гарни (США) |
Porsche |
21 очко |
5 |
Пол-Ричард Гинтер (США) |
Ferrari |
16 очков |
6 |
Инес Айрленд (Англия) |
Lotus-Climax |
12 очков |
7-8 |
Джим Кларк (Шотландия) |
Lotus-Climax |
11 очков |
7-8 |
Брюс Макларен (Нов Зеландия) |
Cooper-Climax |
11 очков |
9 |
Джанкарло Багетти (Италия) |
Ferrari |
9 очков |
10 |
Энтони Брукс (Англия) |
BRM-Climax |
6 очков |
Результаты розыгрыша IV Кубка конструкторов
(1961 год)
1 |
Ferrari |
Италия |
52 очков (из них, 40 - зачетных) |
2 |
Lotus-Climax |
Англия |
32 очков (из них, 32 - зачетных) |
3 |
Porsche |
ФРГ |
23 очков (из них, 22 - зачетных) |
4 |
Cooper-Climax |
Англия |
18 очков (из них, 14 - зачетных) |
5 |
BRM-Climax |
Англия |
7 очков (из них, 7 - зачетных) |
|
|
|