1964 год
XV чемпионат мира состоял из десяти этапов
- в Монако, Голландии, Бельгии, Франции,
Англии, ФРГ, Австрии, Италии, США и Мексики.
В зачет шли шесть лучших результатов, показанных
участниками. Мировое первенство продолжалось
169 дней, с 10 мая по 25 октября. В нем приняли
участие 37 гонщиков (еще пять не прошли квалификационных
заездов или не вышли на старт) на автомобилях
10 марок - ATS, Brabham, BRM, BRP, Cooper,
Ferrari, Honda, Lotus, Porsche и Scirocco.
Чемпионат мира 1964 года открылся Большим
Призом Монако. На снимке - Грэм Хилл (BRM
P261), Дэн Гарни (Brabham BT7) и Джон Сёртиз
(Ferrari 158).
К началу сезона самой сильной машиной являлась
модель "158", состоящая "на
вооружении" Scuderia Ferrari - мощность
ее V-образной "восьмерки" достигала
210 л.с. Одновременно была модернизирована
и старенькая "156"-я - ее мощность
возросла до 200 л.с. Английские фирмы по
этому показателю несколько уступали итальянцам
- двигатель BRM развивал 208 л.с., а Coventry-Climax
- 204 л.с. Гонщики сэра Оуэна - Грэм Хилл
и Ричи Гинтер - стартовали на автомобилях
серии "Р261", являвшихся модификацией
прошлогодней неудачной модели "Р61".
В новой машине его создатели отказались от
"компромиссной" полунесущей конструкции
кузова и перешли на Monocoque. Грэм Хилл
за рулем BRM P261 второй раз подряд стал
победителем двух Больших призов - Монако
и США.
Его друг и соперник, "Летучий шотландец"
Джим Кларк, в первой половине сезона стартовал
на проверенном и лишь незначительно модернизированном
по сравнению с прошлым годом Lotus 25. В
Монако, первых гонках первенства, Джим занял
первую позицию на старте, а затем со старта
на протяжении 36 кругов уверенно лидировал.
Но затем его начали преследовать технические
неполадки. Несмотря на поломку стабилизатора
задней подвески и "кашляющий" двигатель,
Кларк сумел финишировать четвертым, что при
сложившихся обстоятельствах надо считать
выдающимся результатом. Затем следуют победы
"Летучего шотландца" в Голландии,
Бельгии и в Англии. Кажется, что повторяется
сценарий прошлогоднего чемпионата. Но в ФРГ
Чэпмен начинает пробовать новую модель "33",
имевшую укороченную на 11 мм колесную базу,
расширенную на 102 мм колею передних колес,
измененный обтекатель. Пока новая машина
борется с "детскими болезнями",
Кларк никак не может рассчитывать на успех.
А тем временем Сёртиз на Ferrari 158 выигрывает
Большие Призы ФРГ и Италии, его товарищ по
команде Лоренцо Бандини финиширует первым
в Австрии, впервые ставшей местом проведения
этапа мирового чемпионата, а гонщик команды
"Черного Джека" Дэн Гарни во Франции
приносит марке Brabham первую победу.
Во Франции автомобили Brabham записали на
свой счет первую победу. Первым на финише
был Дэн Гарни, а "Черный Джек"
(на снимке) финишировал третьим.
В середине сезона на гоночных трассах появляются
две новинки - первый гоночный автомобиль
"Формулы I" из Страны восходящего
солнца Honda RA271, снабженный 12-цилиндровым
220-сильным двигателем, установленным за
кокпитом поперчно, и Ferrari 1512 (в соответствии
с принятой в фирме индексации из трех цифр
- 512), также имевший 12-цилиндровый мотор
мощностью более 210 л.с. Первая машина дебютировала
на Нюрбургринге, и управлял ею никому неизвестный
американец Рони Бакнэм. Злые языки утверждали,
что это место Рони занял только благодаря
отцу, который был крупнейшим в США дилером
японской компании Honda, и это, наверное,
соответствовало истине. Во всяком случае,
на Нюрбургринге Бакнэм стартовал с последней,
22-й позиции, отстав от занявшего Pole position
Джима Кларка на целых 56(!) секунд, а в ходе
гонок на 11-м кругу попал в аварию и не дошел
до финиша. Японский болид был мощным, но
весьма тяжелым - 525 кг по сравнению с 450-460-ю
килограммами у остальных соперников. Ferrari
512 также страдал многочисленными "болезнями"
и его пытался укротить Лоренцо Бандини -
как показало время, безрезультатно. Первый
пилот Scuderia Джон Сёртиз предпочел стартовать
во всех соревнованиях мирового первенства
на проверенной и испытанной "158"-й.
В двух последних гонках сезона-64 - Больших
Призах США и Мексики - машины Ferrari стартовали
в сине-белом "окрасе". Таким образом
Энцо Феррари выразил протест Автомобильному
клубу Италии, который, по его мнению, не
поддержал попытку омологировать в FIA модель
"250LM" в качестве спортивной машины.
Перед заключительными гонками - Большим Призом
Мексики - на получение почетного титула претендовали
три гонщика - Грэм Хилл, набравший 39 зачетных
очков, Джон Сёртиз, имевший "в копилке"
34 очка, и Джим Кларк, на счету которого
было 30 очков.
В Большом Призе ФРГ, проходившем 2.08.64
г., состоялся дебют японского автомобиля
Honda RA271.
Все соревнования чемпионата мира 1964 года
длились в общей сложности 22 часа, но исход
первенства решился в течение трех последних
минут. Последние соревнования сезона проходил
весьма драматично. Для начала Лоренцо Бандини
случайно и не так профессионально, как это
делается в наши дни, "пинает" лидирующего
Грэма Хилла. Для англичанина это заканчивается
заездом в боксы и долгим ремонтом. (Как вы
думаете бегал ли он после состязаний по боксам,
чтобы побить обидчика?) На 64-м кругу задымил
мотор Lotus "Летучего шотландца",
и для него борьба за чемпионский титул закончилась.
Перед последним кругом лидирует Дэн Гарни
на Brabham BT7-Climax, за ним следуют Бандини
(Ferrari 512) и Джон Сёртиз (Ferrari 158).
Чтобы стать первым в общем зачете, Сёртизу
необходимо финишировать как минимум вторым,
и Лоренцо, притормозив, пропускает англичанина
перед собой. По сумме зачетных очков Сёртиз
опережает Грэма Хилла на 1 очко и становится
чемпионом мира - первым (и единственным)
чемпионом мира на двух и четырех колесах.
(До того, как пересесть за руль гоночного
автомобиля, Джон в 1956 и в 1958-1960 гг.
семь раз становился лучшим мотоциклистом
мира в классах до 350 и до 500 куб.см).
Хотя Scuderia Ferrari стала обладателем Кубка
конструкторов, а ее водители заняли 1-е и
4-е места в личном зачете, оба успеха команды
из Маранелло были, мягко говоря, случайны
- в ней уже тогда начался застой, продолжавшийся
вплоть до середины 70-х годов.
Теперь несколько цифр о кругах лидирования
каждой из команд на всех этапах XV чемпионата
мира:
- Lotus-Climax 322 круга 1452,8 км
- Brabham-Climax 136 кругов 909,1 км
- BRM 116 кругов 423,4 км
- Ferrari 148 кругов 888,7 км
- Всего: 722 круга 3674,0 км
Прежде чем познакомить вас со списком призеров
XV чемпионата мира и VII Кубка конструкторв,
расскажем еще об одном первенстве, проведенном
впервые в начале 1964 года - Кубке Тасмании.
Розыгрыш этого Кубка, проходивший на автодромах
Австралии и Новой Зелндии, стал генеральной
репетицией для гонщиков, участвующих в мировом
первенстве. Технический регламент Tasman
Cup допускал к состязаниям автомобили так
называемой Межконтинентальной формулы, которая,
практически, не отличалась от "Формулы
I" 1954-1960 гг. Появление Formula Intercontinental
объяснялось наличием большого числа 2,5-литровых
двигателей (главным образом - Coventry-Climax
FPF), для которых не было применения в автоспорте.
При стартах в тасманских гонках эти моторы,
как правило, монтировались на шасси "карманных
автомобилей" "Формулы I".
В двух последних этапах чемпионата 1964 года
автомобили Ferrari стартовали в бело-синем
"окрасе". На снимке - Джон Сёртиз
на трассе Большого Приза Мексики.
Первый Кубок Тасмании проходил в разгар австралийского
лета, с 4 января по 29 февраля, и пилоты
"Формулы I", приехавшие сюда несмотря
на ожесточенную борьбу на трассах, отлично
проводили свободное время, занимаясь рыбалкой,
серфингом, водными лыжами и охотой. Жизнь
в одних гостиницах, совместные обеды и ужины
(последние, как правило, превращались в дружеские
пирушки), переезды общим "караваном"
из одного города в другой - все это создавало
неповторимую обстановку, в которой не было
места для взаимных обид и упреков членами
команд. Очень быстро тасманская серия приобрела
такой авторитет, что в ней стали принимать
участие все ведущие команды "Формулы
I".
Розыгрыш первого Кубка Тасмании проходил
в восемь этапов, проводившихся на трассах
в Пукехое, Левине, Уигрэме, Теретонге, Лэйксайде,
Уорвик-Фарме, Сэндаун-Парке и Лонгфорде.
При этом гонки в Пукехое носили название
Большого Приза Новой Зеландии, а в Сэндаун-Парке
- Большого Приза Австралии (напомним, что
австралийский этап вошел в календарь чемпионата
мира 1985 года).
По три победы в серии одержали Брюс Макларен
на модернизированном самим гонщиком Cooper
T70 и Джек Брэбхем на Brabham BT7. Оба автомобиля
были снабжены двигателями Coventry-Climax
FPF. По сумме очков обладателем Tasman Cup
стал Макларен, набравший 39 очков, у "Черного
Джека" их было на 6 меньше, и он довольствовался
вторым местом. Третье разделили мало кому
известный новозеландец Дэнис Хальм (Brabham
BT7-Climax), стартующий в соревнованиях машин
класса Junior, и американец Тим Мейер (Cooper
T70-Climax), ангажированный в наступающем
сезоне командой Джона Купера, но трагически
погибший на последнем этапе в Лонгфорде.
Это происшествие несколько омрачило ход розыгрыша,
но в те годы смерть на гоночных трассах была
постоянным спутником участников состязаний.
Чемпион мира на двух и четырех колесах Джон
Сёртиз.
И в завершение рассказа о гоночном сезоне
1964 года два слова о 500-мильных соревнованиях
в Индианаполисе. В мае фирма Lotus при поддержке
Ford предприняла вторую попытку выиграть
"самые американские гонки".
На первом же круге произошло столкновение
семи машин, и две из них, имевшие в бензобаках
почти по 250 литров бензина, вспыхнули гигантским
факелом. Эта катастрофа стоила жизни двум
звездам "Инди" - Дэйву Макдональду
и Эдди Саксу. После повторного старта и до
46-го круга соревнования возглавлял Джим
Кларк, но лопнувшая покрышка вывела его из
борьбы. Интересно, что в этих состязаниях
уже 12 автомобилей из 33 стартующих имели
"европейскую" (то есть среднемоторную)
компоновку. Дни жизни родстеров с передним
расположением мотора, вертикальной посадкой
пилота и рулем размером с автобусную "баранку"
были сочтены.
Результаты XV чемпионата мира (1964 год)
1 |
Джон Сёртиз (Англия) |
Ferrari 158 |
40 очков |
2 |
Грэм Хилл (Англия) |
BRM P261 |
41 очко (из них 39 - зачетных) |
3 |
Джим Кларк (Шотландия) |
Lotus 25B/33-Climax |
32 очка |
4-5 |
Лоренцо Бандини (Италия) |
Ferrari 156/512 |
23 очка |
4-5 |
Пол Ричард Гинтер (США) |
BRM P261 |
23 очка |
6 |
Дэниэл Гарни (США) |
Brabham BT7-Climax |
19 очков |
7 |
Брюс Макларен (Новая Зеландия) |
Cooper T70-Climax |
13 очков |
8-9 |
Питер Арунделл (Англия) |
Lotus 25B-Climax |
11 очков |
8-9 |
Джек Брэбхем (Австралия) |
Brabham BT7/BT11-Climax |
11 очков |
10 |
Жозеф Зифферт (Швейцария) |
Brabham BT7/BT11-Climax |
7 очков |
Результаты розыгрыша VII Кубка конструкторов
(1964 год)
1. |
Ferrari |
49 очков (из них зачетных - 45) |
2. |
BRM |
51 очко (из них зачетных - 42 очка) |
3. |
Lotus-Climax |
40 очков (из них зачетных - 37) |
4. |
Brabham-Climax |
30 очков |
5. |
Cooper-Climax |
16 очков |
6. |
Brabham-BRM |
7 очков |
7. |
BRP-BRM |
5 очков |
8. |
Lotus-BRM |
3 очка |
|
|
|