Кризис Больших Призов
1928 - 1933
К началу 1928 года интерес автомобильных
фирм к гонкам Grand Prix упал настолько,
что AIACR была вынуждена ввести минимальные
ограничения к машинам класса Большой Приз
- их масса должна была находиться в пределах
550-750 кг. Наименьшая дистанция состязаний
устанавливалась в 600 км. Таким образом,
эта формула открывала путь на трассы Больших
Призов не только "чистокровным"
гоночным автомобилям прошлых лет, но и спортивным
машинам. Проведение чемпионатов мира прекратилось.
Единственными состязаниями 1928 года, проведенными
в полном соответствии с требованиями формулы
AIACR, был Большой Приз Европы, разыгранный
в Монце. Эти соревнования вписали в историю
автоспорта черную страницу - на 17-м кругу,
напротив главных трибун несущийся со скоростью
более 200 км в час Talbot итальянского гонщика
Эмилио Матерасси внезапно потерял управление
и, несколько раз перевернувшись, влетел в
толпу зрителей. 28 зрителей и пилот погибли,
еще 36 человек получили увечия. Это была
самая тяжелая до 1955 года катастрофа, произошедшая
на гоночных трассах. Победителем гонок стал
Луи Широн на Bugatti 35C. Второй была Alfa-Romeo
P2 образца 1924-25 г.г., ведомая попеременно
Акилле Варци и Джузеппе Кампари.
1928 год стал "звездным часом"
Луи Широна - помимо европейского Grand Prix
он и его Bugatti первенствовали в проводившихся
по "свободной формуле" гонках на
Большие Призы Рима, Марны (в Реймсе), Сан-Себастьяна
и Испании. Grosser Preis von Deutschland
был завоеван Рудольфом Караччиолой на спортивном
Mercedes-Benz SSK.
На 1929 год спортивная комиссия AIACR установила
минимальную массу автомобилей Grand Prix
равной 900-м кг и ограничила их габаритные
размеры: ширину - 1000-ю мм, а высоту - 1250-ю
мм. Кроме того, вновь было введено ограничение
расхода топлива - 14 кг масла и бензина на
100 км дистанции. По этой формуле прошли
всего две гонки - Большие Призы АКФ и Испании.
И вновь в соревнованиях первенствовали машины
Bugatti - в Ле-Мане первым финишировал капитан
Уильям Гровер, выступавший под псевдонимом
"W. Williams", а в Ласарте победил
Луи Широн.
Победителями Большого приза АКФ 1925 года
стали Альбер Диво и Робер Бенуа, управлявшие
попеременно 12-цилиндровым Delage
Но, пожалуй, самым значительным событием
1929 года стало проведение 14 апреля первого
Grand Prix de Monaco - гонок, ставших неотъемлемой
частью мира Больших Призов. В первых соревнованиях
по улицам столицы княжества приняли участники
на машинах самых различных классов - начиная
с "чистокровного" гоночного Bugatti-35
и кончая 1,7-тонным, компрессорным Mercedes-Benz
SSK. Состязания закончились двойной победой
команды Bugatti - "W.Williams"
и Эдуардо Буриано закончили дистанцию на
1-м и 2-м местах. Однако, подлинным героем
первого Grand Prix de Monaco стал Рудольф
Караччиола на Mercedes. Лишь "прожорливость"
его монстра и низкое качество покрышек, заставлявшие
немца заезжать в боксы в два с лишним раза
чаще, чем его соперники, лишили Рудольфа
шансов на победу.
В октябре 1929 года на нью-йоркской бирже
разразилась паника, положившая начало "Великой
депрессии". Тяжелый спад, поразивший
экономику западных стран, естественно, усугубил
кризис Больших Призов. AIACR еще на год продлила
действие формулы Grand Prix, но лишь одни
состязания 1930 года - европейский Большой
Приз в Спа-Франкоршамп - прошли в соответствии
с требованиями регламента CSI и закончились
победой Луи Широна на Bugatti 35C. Этот сезон
вновь стал годом побед французской фирмы
Bugatti, модель "35" которой выпускалась
в довольно больших (для машин класса Grand
Prix) сериях и продавалась приват-гонщикам
(то есть пилотам, стартовавшим на собственные
средства). Автомобили "Кудесника из
Мольсхайма" Этторе Бугатти первенствовали
в Больших Призах Монако (Рене Дрейфус), АКФ
(Филип Этанселин) и Чехо-Словакии (дуэт Лайнинген
- фон-Морген). Первых побед на трассах Grand
Prix добились машины Maserati - Акилле Варци
был первым в Gran Premio di Monza и Gran
Premio de Espana.
В конце 1930 года, стремясь поднять престиж
фашистского режима во всем мире, Бенито Муссолини
начал оказывать финансовую помощь итальянским
фирмам, принимающим участие в международных
состязаниях. Благодаря этому итальянские
Alfa-Romeo и Maserati оказались в более выгодном
положении, чем их конкуренты, и это начало
сказываться на результатах гонок уже в следующем
году.
В 1931 году, в условиях глубочайшего экономического
кризиса, пытаясь собрать на стартах Grand
Prix хотя бы минимальное количество участников,
AIACR установила единственное ограничение
на соревнования Большой Приз - их продолжительность
должна была составлять 10 часов.
Даже минимум требований регламента Grand
Prix был соблюден лишь в трех соревнованиях
- Gran Premio d'Italia, Grand Prix de l'ACF
и Grand Prix de Belgique. Остальные Большие
Призы разыгрывались по "свободной формуле".
В Gran Premio d'Italia в Монце напряженнейшая
борьба разгорелась между командами Bugatti
и Alfa-Romeo. Французы выставили 2,3-литровую
модификацию модели "35" - Bugatti-51,
имевшую мощность 160 л.с. Пилоты миланской
фирмы стартовали на новых машинах модели
8C Monza, оснащенных 2,34-литровой "восьмеркой"
мощностью 165 л.с. В Италии Bugatti сошли
на первой половине дистанции и победа досталась
итальянской паре Тацио Нуволари - Джузеппе
Кампари.
Два других 10-часовых соревнования - Большой
Приз АКФ и Большой Приз Бельгии - закончились
успехом гонщиков на Bugatti - в Монлери победу
одержали Луи Широн с Акилле Варци, прошедшие
на 43 км больше, чем Кампари с Борцаккини
на Alfa-Romeo (механики итальянской команды
тратили значительно больше времени на заправку
автомобилей, чем их французские коллеги,
что и обусловило исход состязаний), а в Спа
первыми были "W.Williams" с графом
Каберто Конелли. Небезынтересная деталь -
в Gran Premio d'Italia и в Grand Prix de
Belgique 1931 года 5-е места занял выступавший
на Mercedes-Benz SSK дуэт из русского гонщика
Бориса Ивановского и немца Генри Штоффеля.
Гонки на Большие Призы Монако и Чехо-Словакии,
проводившиеся по "свободной формуле",
завершились победой Луи Широна на Bugatti-51,
в Германии же вновь отличился Караччиола
на Mercedes-Benz SSKL.
В 1931 году взамен чемпионатов мира среди
автомобильных фирм AIACR начала проведение
личных первенств Европы. Лучший европейский
пилот определялся по результатам Больших
Призов, перечень которых устанавливался спортивной
комиссией Ассоциации. Система начисления
гонщикам очков была довольно сложна:
* одно очко - за первое место;
* два очка - за второе место;
* три очка - за третье место;
* четыре очка - за четвертое и последующее
места, а также за прохождение более 3/4 дистанции;
* пять очков - за прохождение более половины
дистанции;
* шесть очков - за прохождение более четверти
дистанции;
* семь очков - за прохождение менее четверти
дистанции;
* восемь очков - за невыход на старт.
Гонщик, получивший минимальное количество
очков, становился обладателем звания чемпиона
Европы.
Первым чемпионом (1931 года) стал Акилле
Варци, вице-чемпионом - Луи Широн (оба на
Bugatti-51). Рудольф Караччиола на 300-сильном
Mercedes-Benz SSKL завоевал "бронзу".
На 1932 год AIACR сократила продолжительность
гонок Grand Prix - теперь они должны были
проводиться на время от 5 до 10 часов. И
даже по такому мини-регламенту прошло всего
два состязания - Большие Призы Италии и АКФ.
В обоих победителем стал "летучий мантуец"
Тацио Нуволари, выступавший на новейшей Alfa-Romeo
P3 (или Monoposto Tipo B) с 8-цилиндровым,
компрессорным мотором рабочим объемом 2,65
л и мощностью 200 л.с., сконструированной
Витторио Яно. До этих "формульных"
соревнований Нуволари на прошлогодней модели
Monza выиграл Grand Prix de Monaco. Рудольф
Караччиола, ставший членом команды Энцо Феррари
(являвшегося с 1929 года руководителем гоночной
команды, представлявшей на гоночных трассах
фирму Alfa-Romeo), был первым в Большом Призе
Германии. Сезон завершился в Чехо-Словакии
победой Луи Широна на Bugatti-51. Этим успехом
Широн был обязан многочисленным поломкам,
которые преследовали итальянские машины.
По результатам гонок 1932 года чемпионом
Европы стал Тацио Нуволари, вице-чемпионом
- Рудольф Караччиола (оба на Alfa-Romeo).
Третье место досталось Луиджи Фаджиоли на
3-литровом Maserati.
В 1933 году AIACR вновь уменьшила дистанцию
гонок Большой Приз - теперь до 500 км. Кроме
того, стремясь сдержать рост скоростей гоночных
болидов, спортивная комиссия объявила о введении
с 1934 года нового технического регламента,
вошедшего в историю автоспорта под названием
"весовой формулы". В связи с этим,
Bugatti и Alfa-Romeo коренным образом не
меняли своих прошлогодних моделей, довольствуясь
лишь внесением в них мелких усовершенствований.
Только Maserati подготовила к сезону новую
машину серии 8CM - первый свой monoposto
с 3-литровым, 220-сильным двигателем.
Alfa-Romeo заявила о своем временном неучастии
в автомобильных соревнованиях и передала
Scuderia Ferrari сначала машины модели 8C
Monza, а затем и модели P3. Оживление экономики
западных стран, наметившееся в 1932 году,
не могло не сказаться на автоспорте. В сезоне
1933 года уже 5 европейских соревнований
класса Grand Prix - во Франции, Бельгии,
Италии, Чехо-Словакии и Испании - проводились
в соответствии с регламентом AIACR. Большие
Призы АКФ и Бельгии достались гонщикам Maserati
- в Монлери первым на финише был Джузеппе
Кампари на машине модели 8C-3000 1932 года,
а в Спа победу праздновал Тацио Нуволари
на новом автомобиле серии 8CM. В остальных
Grand Prix успех сопутствовал Scuderia Ferrari
- Фаджиоли победил в Монце, а Луи Широн опередил
всех на трассе Масарика под Брно и в Ласарте.
Робер Бенуа на Delage 155 выиграл все европейские
этапы чемпионата мира 1927 года
В один день с состязаниями на Gran Premio
d'Italia в Монце был разыгран Большой Приз
Милана, который ознаменовался новой трагедией.
На луже масла, вытекшем из лопнувшего трубопровода
одной из машин, попали в занос и вылетели
с трассы сначала три, а затем еще один автомобиль.
При этом три пилота - Джузеппе Кампари, Баконин
Барцоккини и Станислав Чайковски - погибли,
четвертый - Кастельбарко - получил тяжелые
ранения. Большой Приз Монако, проводившийся
на более короткой, чем установленная AIACR,
дистанции в 318 км, стал первым Grand Prix,
на старте которого участники занимали места
в соответствии со временем, показанным на
тренировках. Правда, это нововведение не
сразу прижилось на гоночных трассах - так,
бельгийцы вплоть до начала проведения Grand
Prix World Championship продолжали распределять
места на старте по жребию. Победу в Монако
одержал Акилле Варци на Bugatti-51.
По итогам сезона чемпионом Европы вновь стал
Тацио Нуволари (на Alfa-Romeo и Maserati)
Во второй половине 20-х годов Большие Призы
появились и на африканском континенте. В
1928 году началось проведение гонок на Большой
Приз Туниса, бывшего тогда французской колонией,
а еще через 5 лет второразрядные соревнования
на Gran Premio di Trypolis, устраиваемые
с 1925 года, но мало привлекавшие гонщиков
первой величины, стараниями итальянского
наместника в Ливии маршала Итало Бальбо превратились
в состязания международного уровня, принять
участие в которых стремились все ведущие
команды Европы. В первом, обновленном после
3-летнего перерыва Большом Призе Триполи,
разыгранном в 1933 году на скоростной трассе
Меллаха, победил Акилле Варци на Alfa-Romeo.
В период 1925-1933 гг. конструкция гоночного
автомобиля постоянно совершенствовалась,
но революционных нововведений (подобных нагнетателям)
не появлялось. Типичный болид начала 30-х
годов представлял собой одноместную машину
рамной конструкции с открытыми колесами и
узким кузовом. Компоновка основных агрегатов
была классической - двигатель спереди, ведущие
колеса сзади. Машина имела зависимую подвеску
всех колес на продольных полуэллиптических
рессорах, как правило - с фрикционными амортизаторами.
Мотор обязательно снабжался нагнетателем
(чаще всего типа Rootes) и его литровая мощность
достигала порядка 100-115 л.с. С совершенствованием
гоночных автомобилей их шансы постепенно
уравнивались и для "броска вперед"
требовались новые идеи...
|
|
|